РУС БЕЛ ENG

Методические рекомендации

Метод. рекомендации

04.04.2022

Методические рекомендации по разработке и реализации образовательной программы дополнительного образования (скачать)

 

Образовательная программа объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, разрабатывается коллективом или отдельным педагогом дополнительного образования на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи соответствующего профиля. Типовые программы туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного, военно-патриотического профилей утверждены Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123. Каждая из типовых программ предполагает изучение тех или иных образовательных областей.

Программа рекомендуется к использованию решением педагогического (методического) совета учреждения, утверждается директором учреждения и согласовывается с управлением по образованию Оршанского райисполкома.

Программа объединения по интересам определяет цель и задачи изучения содержания образовательных областей, соответствующего профиля; уровни их изучения; срок получения дополнительного образования; учебно-тематический план; время, отведенное на изучение образовательных областей, виды занятий; рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации программы объединения по интересам.

Структура программы объединения по интересам

1.     Титульный лист (Приложение)

2.     Пояснительная записка

Пояснительная записка должна отражать общую характеристику программы объединения по интересам:

-            отличительные особенности программы;

-            актуальность, новизну и целесообразность;

-            региональные особенности, социальный заказ участников образовательного процесса;

-            возрастные особенности учащихся;

-            специфику организации образовательного процесса в объединении по интересам данного профиля.

В пояснительной записке необходимо обозначить цель и задачи программы объединения по интересам. В типовой программе дополнительного образования детей и молодежи формулируется общая цель для всего профиля, а цель программы объединения по интересам должна отражать специфику конкретной программы в соответствии с образовательной областью и основным направлением объединения по интересам, быть конкретной и достижимой. Для формулировки цели лучше использовать существительные (например, создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.).

Задачи - это пути и способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании и развитии учащихся. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Формулировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно - глагольной (например, развивать, способствовать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.).

В пояснительной записке указывается объем и сроки освоения программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, режим занятий - общее количество часов за весь период обучения, количество часов и занятий в неделю, их периодичность и продолжительность. Общее количество часов может включать часы, предусмотренные на проведение индивидуальной работы и работы по подгруппам. В этом случае раскрывается обоснование необходимости данной работы.

3.     Учебно-тематический план

В разделе «Учебно-тематический план» представляются учебно­тематические планы на весь период реализации программы объединения по интересам в форме таблиц, в которых обозначены разделы и темы программы объединения по интересам с определением количества отведенных на их изучение часов с разбивкой на теоретические и практические часы. Процентное соотношение теории и практики определяется в соответствии с типовой программой данного профиля.

4.       Содержание образовательной области

Раздел «Содержание образовательной области» составляется в соответствии с учебно-тематическими планами на весь период обучения и содержит краткую аннотацию каждого раздела или темы программы (с учетом количества часов). Может состоять из теоретической и практической частей, в том числе, включать проведение разноуровневых конкурсов, экскурсий, походов, участие в массовых мероприятиях и т.д.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты должны соответствовать поставленной цели и комплексу задач. Они могут быть представлены в форме приобретенных знаний, умений и навыков или сформированных компетенций в соответствии с профилем и образовательной областью программы объединения по интересам.

Формы подведения итогов реализации программы

В данном разделе указываются формы подведения итогов образовательного процесса после освоения программы объединения по интересам. Формы выбираются в соответствии с образовательной областью и спецификой деятельности объединения по интересам.

5.       Формы и методы реализации программы

В разделе «Формы и методы реализации программы» необходимо: кратко описать основные способы, формы и методы работы с учащимися, которые планируется использовать при изучении разделов и тем программы; указать педагогические технологии, применяемые педагогом дополнительного образования при организации образовательного процесса.

Литература и информационные ресурсы

Указываются литературные и информационные источники, используемые в процессе реализации программы объединения по интересам, которые оформляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по составлению библиографических записей.

Оформление программы объединения по интересам

Текст набирается на листах формата А-4 в редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер 15, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Каждый лист программы нумеруется. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Программа объединения по интересам должна иметь соответствующий стиль изложения.

Программа объединения по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области должна иметь внутреннюю рецензию.

 

Приложение

Полное название учреждения

Пример: Государственное учреждение дополнительного образования «Оршанский районный центр физической культуры, туризма и краеведения детей и молодежи»

УТВЕРЖДАЮ

Директор учреждения

Подпись

Дата

Пример:

Директор

государственного учреждения дополнительного образования

«Оршанский районный центр физической культуры, туризма и краеведения детей и молодежи»

______________ Д.В.Киреев.

"___ "___________ 2022 г.

Программа объединения по интересам « ____________»

Профиль: _________________________

Срок реализации:______

Возраст обучающихся:_____

Разработчик: Ф.И.О. (полностью), должность

 

 

*НА ОБОРОТНОЙ СТОРОНЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ПРОГРАММЫ

Рекомендовано решением педагогического совета  

__________________________________________

(название учреждения)

от _______  2022 г., протокол № ____

Пример:

Рекомендовано решением педагогического совета государственного учреждения дополнительного образования «Оршанский районный центр физической культуры, туризма и краеведения детей и молодежи» от «31» мая 2022 года, протокол  №3

 

*НА ПОСЛЕДНЕМ ЛИСТЕ ПРОГРАММЫ (ПОСЛЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ)

Педагог дополнительного образования

Заместитель директора по направлению деятельности

СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальник управления по образованию Оршанского райисполкома

_____________О.В.Булавко

_________________

свернуть